В Кишиневе 8 октября 1873 года родился Алексей Викторович Щусев — русский и советский архитектор, академик. Отец Алексея – Виктор Петрович занимал небольшие чины в Кишиневе, он работал смотрителем городской больницы, но он относился с рвением ко всякой деятельности, за какую приходилось ему браться. Виктор Петрович принимал участие в строительстве больницы, школы и других богоугодных заведений, относящихся к его ведомству. Мать Алексея – Зозулина Мария Корнеевна была намного моложе своего супруга. Она была представительницей местной интеллигенции, что позднее сказалось на воспитании 4-х её сыновей. У Алексея в раннем возрасте начал проявляться талант художника, который вызывал восторг у домашних. Мальчик подсознательно стремился освоить мир, рисовал как-то особенно.
Обучение и начало творческого пути.
Алексей, обучаясь в мастерской Леонтия Бенуа, понял то, что в столице нужно прикладывать больше усилий для выживания, чем в глубинке. Для своего самовыражения Щусев использует экстравагантные ходы. Ему удалось убедить вдову генерала Д.П. Шубина, и она согласилась отдать ему заказ на сооружение надгробия своему супругу. Так часовенка под шатром появилась на кладбище Александро-Невской лавры.
Щусев в 1897 году защитил дипломный проект на тему «Барская усадьба». Он стал автором проекта особняка в духе французского Ренессанса и церквушки, восстанавливающей бессчетные московские образцы конца XVII века в памяти. За этот проект он получил золотую медаль и разрешение на командировку заграницу. Щусев внешне поступает парадоксально, он отправляется не в Европу, а в Азию, в Самарканд. Он занимается исследованием гробницы Тамерлана в составе археологической экспедиции. Через год Щусев все-таки совершил турне по Европе.
Карьера.
Щусев организовал выставку путевых заметов в Петербурге. Репин отметил работы художника, и навал его среди архитектором — лучшим рисовальщиком. Щусев занимался реставрационными работами и исследованиями древнерусского зодчества. Он, призывая архитекторов к творческой модернизации традиций древнерусской архитектуры, старался самостоятельно воплощать их в своих проектах. В 1910 году Щусеву присвоили звание академика Академии художеств. В 1918-1925 годах, как главный архитектор проекта «Новая Москва, занимался разработкой генерального плана реконструкции столицы.
В 1926 – 1929 годах Щусев Алексей Викторович был директором Государственной Третьяковской галереи, и на этом посту он сделал довольно много. Он разработал проекты таких знаменитых архитектурных сооружений, как Казанский вокзал, здание Наркомзема, Марфо-Марьинская Обитель, гостиница «Москва», станция метро «Комсомольская — кольцевая», Мавзолей В.И. Ленина в Москве, храм-музей в Натальевке под Харьковом, Храм-памятник на Куликовом поле, театр оперы и балета им. А. Новаи в Ташкенте, институт марксизма-ленинизма в Тбилиси. В 1930 году он получил звание заслуженного архитектора СССР. В советское время его постройки были 4 раза удостоены Государственных премий. Ученый награжден 2-мя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. Щусев А.В. умер 24 мая 1949 года в Москве.